←  Высокое Средневековье

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Крестовые походы

Фотография Стефан Стефан 01.07 2021

КРЕСТО́ВЫЕ ПОХО́ДЫ, военно-колонизационные движения западноевропейского рыцарства, горожан, части крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом борьбы за освобождение христианских святынь в Святой земле из-под власти мусульман. Инициатором и вдохновителем К. п. была Римско-католич. церковь. Участники К. п., именовавшие себя пилигримами, нашивали на одежды знак креста, отсюда их назв. – крестоносцы.

 

Предпосылками К. п. явилось сочетание социально-экономич., демографич., политич. и религиозных факторов: развитие городов и товарно-денежных отношений, рост населения в Зап. Европе, ускорившие процессы расслоения в обществе, широкое распространение мистич. настроений, обострение борьбы между феод. сеньорами за землю, резкое изменение воен.-стратегич. ситуации на Ближнем Востоке. Основная движущая сила К. п. – рыцарство. Охваченные религ. порывом, воодушевлявшим участников первых К. п. и умело использовавшимся папством, крестоносцы руководствовались и сугубо практич. целями. Мелкое рыцарство стремилось приобрести на Востоке поместья, разбогатеть. Крупные сеньоры добивались создания собственных государств и владений. Крестьяне надеялись обрести за морем свободу от феод. повинностей и материальный достаток. Купечество и значит. масса населения средиземноморских городов и гор. республик – Пизы, Венеции, Генуи, Марселя, Барселоны намеревались захватить выгодные позиции в торговле на Ближнем Востоке. Римско-католич. церковь, дав К. п. идеологич. обоснование как священным войнам за освобождение Гроба Господня в Иерусалиме от «неверных» и ради помощи христианам на Востоке, беря крестоносцев под особое покровительство, желала как укрепить своё влияние на Западе, так и утвердить его в завоёванных землях.

 

Поводом к началу К. п. послужило завоевание турками-сельджуками в 1070–1080-е гг. Сирии и Палестины, захват ими, после разгрома визант. войск в битве при Манцикерте (1071), большей части Малой Азии и обращение визант. имп. Алексея I Комнина к ряду зап.-европ. государей с просьбой о помощи.

 

a01e97a10f6f.jpg

«Папа Урбан II выступает с проповедью Крестового похода на церковном соборе в Клермоне». Миниатюра из «Истории жизни Готфрида Бульонского». 14 в. Национальная библиотека (Париж).

 

19590a1e547e.jpg

 

Первый К. п. (1096–99).27.11.1095 с проповедью К. п. на церковном соборе в г. Клермон выступил папа Урбан II, обещавший пилигримам мн. привилегии и отпущение грехов. Монахи, среди которых особую популярность приобрёл проповедник Пётр Амьенский (Пустынник), широко распространили эту идею в народе. Весной 1096 началось «святое паломничество» почти безоружной крестьянской бедноты на Восток. После длительного и тяжёлого перехода деморализованное крестьянское войско было истреблено сельджуками в сент. 1096 близ Никеи. Летом 1096 в поход выступили франц. и юж.-итал. рыцари, шедшие отд. отрядами во главе с лотарингским герцогом Готфридом Бульонским и его братом Балдуином (Бодуэном), нормандским кн. Боэмундом Тарентским, графом Раймондом Тулузским (Раймундом де Сен-Жилем). Заключив союзный договор с визант. имп. Алексeем I, они переправились в Малую Азию и нанесли ряд поражений сельджукам. 19.6.1097 капитулировала Никея (отошла к Византии), в 1098 были взяты Эдесса и, после длительной осады и тяжёлой обороны от подошедших войск эмира Кербоги, – Антиохия, ставшие столицами первых государств крестоносцев – одноим. графства и княжества. В 1099 штурмом взят Иерусалим, с 1100 столица Иерусалимского королевства, в вассальной зависимости от которого находились остальные государства крестоносцев. Его правителем стал Готфрид Бульонский, а после его смерти в 1100 рыцари избрали первым королём его брата Балдуина (Бодуэна), графа Эдессы. В 1101–24 продолжались захваты земель Сирии и Палестины крестоносцами. В 1109 было образовано графство Триполи.

 

68d85fbe9359.jpg

 

Второй К. п. (1147–49) был предпринят в ответ на захват сельджуками Эдессы в 1144. Он возглавлялся франц. королём Людовиком VII и герм. королём Конрадом III; закончился поражением нем. крестоносцев и неудачей французов, безуспешно пытавшихся взять Дамаск.

 

2cd62a328cdc.jpg

«Единоборство Ричарда Львиное Сердце и Салах ад-Дина». Миниатюра из Псалтири сэра Джеффри Латрелла. 1340. Британская библиотека (Лондон).

 

Третий К. п. (1189–92) был вызван полным разгромом Иерусалимского королевства и захватом его столицы егип. султаном Салах ад-Дином в 1187. Предводители похода – император Священной Рим. империи Фридрих I Барбаросса, франц. король Филипп II Август и англ. король Ричард Львиное Сердце, враждовавшие между собой. Взяв Иконий (ныне Конья), Фридрих I погиб в 1190 в Киликии при переправе через горную реку, его войско распалось. Англичане и французы в 1191 взяли порт Акра, после чего Филипп II отбыл на родину. Ричард Львиное Сердце в 1191 завоевал отпавший ранее от Византии Кипр, ставший затем самостоят. королевством (1192–1489), а в 1192 подписал с Салах ад-Дином мир, по условиям которого за Иерусалимским королевством сохранялось побережье от Тира до Яффы. Иерусалим отвоевать не удалось.

 

Четвёртый К. п. (1202–04) планировался папой Иннокентием III против Египта. Его участниками стали Венеция, франц., нем. и флам. рыцари, а предводителем маркиз Монферрата Бонифаций. Прибыв в Венецию, зап.-европ. рыцари не смогли уплатить венецианцам деньги на снаряжение флота, предусмотренные первоначальным договором. Ради отсрочки долга вожди похода согласились на захват по пути следования г. Задар, на владение которым претендовала Венеция, но в те годы он принадлежал венг. королю. В 1202 Задар был взят крестоносцами и передан Венеции.

 

2e240fb675a0.jpg

«Взятие Константинополя». Напольная мозаика в храме Сан-Джованни-Эванжелиста в Равенне.

 

Согласившись на просьбу о помощи в восстановлении на троне визант. царевича Алексея IV Ангела, чей отец Исаак II Ангел был низложен и ослеплён в 1195, в обмен на обещание 200000 марок серебром и участие в походе в Святую землю, Бонифаций Монферратский при содействии дожа Венеции Энрико Дандоло направил поход к Константинополю. Высадившись в Галате, в июле 1203 крестоносцы ворвались в подожжённый Константинополь и восстановили на престоле Исаака II и его сына Алексея IV. Последние не смогли выполнить условий договора и потеряли власть в результате переворота Алексея V Дуки. Крестоносцы приняли решение овладеть Византией и разделить её между собой. 12.4.1204 Константинополь взят штурмом и подвергнут грабежу. Многие его памятники были разрушены, церкви осквернены, сокровища и реликвии вывозились на Запад. Крестоносцам не удалось завоевать всю территорию Византии. Ими были образованы Латинская империя с центром в Константинополе (1204–61), императором был избран фландрский граф Бодуэн (Балдуин I), Фессалоникское королевство (1204–24) во главе с Бонифацием Монферратским, Морейское кн-во на Пелопоннесе (1205–1432), Афинское герцогство (1205–1456) и др. Ряд кварталов в Константинополе, мн. территории в Эгейском м., включая города Корон и Модон, острова Эвбея и Крит, достались венецианцам. Греч. церковь на завоёванных землях была поставлена под контроль папства, патриархом Константинопольским был избран католич. прелат венецианец Томмазо Морозини. 4-й К. п., направленный против христиан, ознаменовал глубокий кризис крестоносного движения, привёл к углублению раскола церквей, усилив неприятие унии греч. клиром и населением.

 

34e233d793de.jpg

 

Пятый К. п. (1217–21) против Египта, в организации которого участвовали венг. король Эндре II, австр. герцог Леопольд VI, король Кипра Гуго I Лузиньян и правители государств крестоносцев, закончился безрезультатно. Крестоносцам не удалось удержать взятый г. Дамьетта и, окружённые войском Айюбидов, они должны были капитулировать.

 

В ходе шестого К. п. (1228–29) возглавлявший его император Священной Рим. империи Фридрих II Штауфен сумел путём мирных переговоров ненадолго вернуть Иерусалим (1229–44).

 

Седьмой К. п. (1248–54) против Египта и восьмой К. п. (1270) против Туниса, подготовленные франц. королём Людовиком IX Святым, закончились разгромом армий крестоносцев. В 1291 последние владения крестоносцев в Сирии и Палестине были завоёваны султаном Египта.

 

Попытки организовывать К. п. на Восток предпринимались и в 14–15 вв. Это т. н. поздние К. п., гл. образом против турок-османов. Войско крестоносцев во главе с венг. королём Жигмондом I Люксембургом (Сигизмундом I) было разгромлено османами в Никопольском сражении (1396). Войско во главе с королём Польши и Венгрии Владиславом III и трансильванским воеводой Яношем Хуньяди после ряда успехов было истреблено османами в битве при Варне (1444).

 

В ходе К. п. были образованы духовно-рыцарские ордена: в нач. 12 в. – иоаннитов (госпитальеров), ок. 1118 – тамплиеров (храмовников), в 1198 – Тевтонский орден Девы Марии (перемещён в Прибалтику в нач. 13 в.). К. п. лишь на короткое время достигли своей прямой цели – освобождения от власти мусульман Гроба Господня (Святой земли). Они привели к большим людским и материальным потерям, к установлению на территории Сирии, Палестины, быв. Византии – Латинской Романии – более сурового, чем ранее, сеньориального режима. К. п. усилили миграционные процессы, содействовали образованию торговых факторий зап.-европ. городов на Ближнем Востоке и росту товарообмена между Европой и Левантом. В результате К. п., благодаря оттоку на Восток наиболее «мятежного» элемента, укрепилась централизация ряда государств Зап. Европы. Походы способствовали прогрессу воен. дела в Европе, стимулировали строительство военных и транспортных судов, в т. ч. скоростных и значительно большего водоизмещения, внедрению новых видов вооружения.

 

В форме К. п. осуществлялись Реконкиста на Пиренеях, завоевание и колонизация славянских земель 12–13 вв., Альбигойские войны во Франции в 1209–1229, борьба с Гуситским движением в Чехии в 15 в. и др.

 

 

Лит.: A history of the Crusades / Ed. K. M. Setton. 2nd ed. Madison, 1969–1989. Vol. 1–6; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980; История крестовых походов / Под ред. Дж. Райли-Смита. М., 1998; Balard M. Croisades et Orient Latin XIXIV siècle. P., 2001; Мишо Ж. Ф. История крестовых походов. М., 2005; Успенский Ф. И. История крестовых походов. М., 2005.

 

Карпов C.П. Крестовые походы // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/2109895

Ответить

Фотография Ученый Ученый 01.07 2021

Призыв Урбана 2

 

Идея похода на Восток во имя освобождения Гроба Господня к тому периоду уже носилась по Европе, распространяемая проповедниками. Одним из самых ярких из них являлся Петр Амьенский, он же Петр Пустынник, талантливый оратор, призывавший к крестовому походу.

Петр Пустынник добился аудиенции у Урбана II, который к этому времени утвердился в необходимости реализовать задуманное. Поэтому Петр Пустынник получил от понтифика благословение на проповедь и обещание всяческого содействия.

 

В ноябре 1095 года Урбан II созвал во французском Клермоне церковный собор для решения различных административных и политических вопросов.

 

Но главное событие собора произошло 26 ноября 1095 года, когда Урбан II выступил с речью перед представителями духовенства, светской знати, а также перед тысячами представителей низших слоев.

 

Выступление проходило за городом, в поле, где для этого был построен специальный помост. Разумеется, микрофонов тогда не было, поэтому слова Урбана II передавали из уст в уста.

 

Речь Урбана II сегодня признается одной из самых ярких и эффективных в истории человечества. Начал Папа Римский с описания страданий христиан на Востоке. Урбан II не жалел красок, так что вскоре тысячи собравшихся зашлись в рыданиях. Закончив с описанием ужасов, он перешел к практической части: «Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алучщие, ведете войны, наносите смертельные раны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие Божье! Мир здесь, война — там! Идите к Гробу Святому, и Святая Церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе. Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен и беден, тот будет радостен и богат».

 

Эффект от речи оказался потрясающим. Присутствующие в массовом порядке становились на колени и давали обет освободить Святую Землю. «Так хочет Бог!» — восклицали они. Здесь же, в поле, многие нашивали себе на одежду отличительный символ нового движения — красные кресты. На это благое дело Урбан II пожертвовал свою пурпурную сутану.

 

https://aif.ru/socie...oy_na_stoletiya

Ответить

Фотография Ученый Ученый 01.07 2021

Ф.Айец. Урбан 2 призывает к крестовому походу.

 

Artgate_Fondazione_Cariplo_-_Hayez_Franc

Ответить

Фотография Стефан Стефан 01.07 2021

Близнюк С.В., Стрелецкий А.В. и др. Крестовые походы // Православная энциклопедия

http://www.pravenc.r...xt/2459033.html

Ответить

Фотография Стефан Стефан 01.07 2021

Лучицкая С.И. Иерусалимское королевство // Православная энциклопедия

http://www.pravenc.ru/text/293802.html

Ответить

Фотография Стефан Стефан 01.07 2021

Карпов С.П. Латинская Романия // Православная энциклопедия

http://www.pravenc.r...xt/2463173.html

Ответить

Фотография Стефан Стефан 01.07 2021

КРЕСТО́ВЫЕ ПОХО́ДЫ В ВОСТО́ЧНОЙ ЕВРО́ПЕ, ряд войн европейских, гл. обр. германских, феодалов против полабско-прибалтийских славян, балтов и угро-финских племён, а также рус. княжеств в 12–13 вв. в целях их обращения в католичество. В 13 в. крестовые походы (далее К. п.) в Ливонию и Пруссию приобрели регулярный характер (сохранялся до нач. 15 в.): ежегодно войска герм., дат., швед., польск. феодалов прибывали на неск. месяцев (обычно летом), проводили наступательную воен. кампанию, после чего возвращались обратно, оставляя оборону захваченных владений духовно-рыцарским орденам (см. Ордена монашеские) и отрядам местных церковных иерархов. К. п. санкционировались папами Римскими, их участники получали индульгенции.

 

Первый К. п. в Вост. Европу состоялся в 1147, организованный в рамках политики «натиска на восток» (см. Завоевание и колонизация славянских земель 12–13 вв.) саксонским герцогом Генрихом Львом и графом Балленштедтским Альбрехтом Медведем. К походу присоединились дат. король Свейн (Свен) III и претендент на престол Кнуд V, ряд герм. и польск. феодалов. Целью похода было завоевание новых территорий и обращение в католичество полабских слав. племён бодричей (ободритов) и лютичей. Папа Римский Евгений III (1145–53) буллой «Divini dispensatione» приравнял участие в этой экспедиции к участию в походе в Святую землю (см. Крестовые походы). Крестоносцы неудачно пытались взять слав. крепости Добин, Дымин и Штеттин (ныне г. Щецин, Польша). Осада Штеттина сорвалась из-за дезертирства рядовых воинов, узнавших, что жители города христиане. Гарнизон Добина во главе с князем бодричей Никлотом нанёс в ходе вылазки значит. урон датчанам, которые из-за этого, а также из-за действий на море союзников бодричей ранов (славян с о. Рюген) вернулись в Данию, после чего Генрих Лев снял осаду в обмен на обещание бодричей принять христианство (впоследствии невыполненное).

 

К. п. в Прибалтику, организованный в 1198 с разрешения папы Целестина III (1191–98) епископом Ливонским Бертольдом (привлёк к участию саксонских феодалов) с целью принудить принять христианство ливов, также закончился неудачно, а сам Бертольд был убит в сражении. В нач. 13 в. почти каждый год в Прибалтику под рук. преемника Бертольда еп. Альберта (см. ы) и магистров меченосцев ордена Винно фон Рорбаха и Волквина фон Винтерштайна организовывались К. п., в которых, наряду с войсками ордена и епископа, участвовали северогерманские, дат. и швед. рыцари. В ходе этих походов к 1230 были покорены и обращены в христианство племена ливов, эстов (см. в ст. Эстонцы), латгалов, селов, куршей, которые не смогли противостоять крестоносцам в сражениях [крупнейшее – битва при Феллине (Вильянди), произошедшая 21.9.1217, в которой погиб вождь эстов Лембиту], а также ликвидировано кн-во Кокнесе и подчинено кн-во Ерсика, управлявшиеся рус. князьями Вячко и Всеволодом. Попытка дальнейшей экспансии в литов. земли привела к поражению в битве при Сауле (Шяуляе) в 1236 (Волквин погиб в сражении), после которого орден меченосцев был преобразован в Ливонский орден и подчинён Тевтонскому ордену. Пользуясь ослаблением рус. княжеств в результате монголо-татарского нашествия, в 1240 швед. крестоносцы вторглись во владения Новгорода, но были разбиты новгородским кн. Александром Ярославичем в Невской битве 1240. Ливонские крестоносцы овладели Изборском и Псковом, но в 1241 были выбиты рус. войском. Поражения в Ледовом побоище 1242 и Раковорской битве 1268 остановили экспансию герм.-дат. феодалов в отношении Сев.-Зап. Руси. В дальнейшем походы в Ливонию совершались с оборонит. целями против вторжения рус. и литов. войск, за исключением походов в целях покорения земгалов (окончательно покорены к 1290).

 

В 1217 папа Гонорий III (1216–27) призвал к К. п. против пруссов с целью защиты Польск. королевства от их набегов. Герм. и польск. крестоносцы в 1222–1223 очистили от пруссов захваченную ими ранее область Хелмно и восстановили там оборонит. сооружения (после возвращения крестоносцев снова разрушены пруссами). В 1226 князь Мазовии Конрад передал область Хелмно, фактически контролировавшуюся пруссами, Тевтонскому ордену. Великий магистр ордена Герман фон Зальца и ландмейстер Герман фон Бальк с 1230 организовали ряд К. п. против пруссов, в которых участвовали войска герм. феодалов. Продвигаясь на север (возводя цепь замков вдоль р. Висла), к 1236 орден захватил территорию до побережья Балтийского м., затем начал расширять её на восток, выстраивая две линии замков по р. Але и по побережью моря, затем по р. Прегель. К 1242 была покорена вся зап. половина Пруссии, но на завоёванных землях началось восстание против ордена, подавленное только в нач. 1250-х гг. в результате соглашения с племенной знатью пруссов. В 1255 орден завладел Земландским п-овом, но дальнейшее его продвижение было остановлено новым восстанием пруссов в 1260–74, в ходе которого они нанесли ордену ряд поражений в сражениях и захватили неск. орденских замков, однако были разгромлены в результате нескольких последующих К. п., и к 1283 завоевание земель пруссов завершилось.

 

К. п. в Вост. Европе привели к распространению на значит. территориях католичества и феод. отношений, способствовали герм. колонизации завоёванных областей, основанию ряда городов (Рига, Кёнигсберг, Торн и др.), расширению герм. торговли на Балтике.

 

 

Источн.: Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. М.; Л., 1938; Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М., 1997; Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. – 1270 г.: Тексты. Перевод. Комментарий. М., 2002.

 

 

Лит.: Грацианский Н. Крестовый поход 1147 г. против славян и его результаты // Вопросы истории. 1946. № 2/3; A history of the Сrusades / Ed. K. M. Setton. 2nd ed. Madison, 1969–1989. Vol. 1–6; Paravicini W. Die Preussenreisen des europäischen Adels. Sigmaringen, 1989–1994. Tl 1–2; Housley N. The later crusades, 1274–1580. N. Y., 1992; Cristiansen E. The Northen crusades. 2nd ed. L., 1997; Crusade and conversion on the Baltic frontier, 1150–1500. Aldershot, 2001; Кулаков В. И. История Пруссии до 1283 г. М., 2003; Лависс Э. Очерки по истории Пруссии. М., 2003; Fonnesberg-Schmidt I. The popes and the Baltic crusades. Leiden, 2007.

 

Ермолов А.Ю. Крестовые походы в Восточной Европе // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/mil...ce/text/2109952

Ответить

Фотография Стефан Стефан 01.07 2021

Крестовый поход против половцев состоялся в правление Владимира Мономаха в 1111 году.

Поход Владимира Мономаха против половцев, совершённый в 1111 г., называют "крестовым" лишь условно, т.к. санкцию на Крестовые походы давал папа римский (их так или иначе поддерживала католическая церковь). Это оффтопик.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 01.07 2021

 

 

Крестовый поход против половцев 

 

 

Хм...

 

Не было такого... Половцы, судя по всему, были христианами...

 

А вот навешали им "по родственному". С походами на Русь они "подвязали" надолго... Даже союзничать начали...

 

г-н Пугач, мы не можем это обсуждать - это оффтоп, рецидивный оффтоп и оффтоп после предупреждения. Откройте отдельную тему про половцев там и обсуждайте.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 01.07 2021

С сер. 12 в. началось покорение территории Ф. Швед. королевством, которое проходило в форме крестовых походов против языческого фин. населения. 1-й крестовый поход (1155), организованный швед. королём Эриком Йедвардссоном, привёл к захвату Швецией территории племени суоми: было утверждено христианское вероисповедание, получила развитие феод. система землепользования (покорённые земли передавались под власть епископа и управлялись церковной администрацией). В результате 2-го крестового похода (1249) под рук. Биргера Ярля были покорены земли племени хяме. Захват центр. части Ф. сопровождался открытыми воен. столкновениями с Новгородской республикой. Борьба между Швецией и Новгородом обострилась после 3-го крестового похода (1293) Тургильса Кнутсона, направленного на покорение территории племенного объединения корела. В результате шведы смогли захватить лишь часть земель племён корела на юго-западе Карельского перешейка, где заложили крепость Выборг.

 

Барышников В.Н., Карпелан К. и др. Исторический очерк // Тельнова Н.О., Демидова Е.Е. и др. Финляндия // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/geo...hy/text/4713984

Ответить

Фотография kmet kmet 02.07 2021

Оффтоп перенесен в Корзину.

Пугачу вынесено предупреждение.

 

Прочих участников - прошу не кормить тролля.

 

Кмет

Ответить

Фотография Стефан Стефан 02.07 2021

Крестовый поход

 

Сведения о проповеди папы Урбана II сохранились в неск. источниках, но в каждом из них имеется особая версия. В самом раннем источнике - анонимном соч. «Деяния франков» (Gesta Francorum, ок. 1100) содержится только краткий пересказ проповеди. Подробнее она изложена в соч. Фульхерия Шартрского «Иерусалимская история» (между 1100 и 1105). Согласно Фульхерию, папа сначала обратился к клирикам и сказал о необходимости церковных реформ, о недопустимости симонии, об отлучении от Церкви воров и поджигателей домов (эта часть проповеди, вероятно, была составлена Фульхерием на основе постановлений К. С.; есть букв. совпадения). Во 2-й части проповеди папа говорил о нападениях турок и необходимости защитить вост. христиан. Всем, кто погибнут в походе, папа обещал немедленное отпущение грехов. Подчеркивалось, что участие в крестовом походе дает возможность тем, кто раньше сражались со своими братьями и родственниками, стать воинами Христа (Christi milites) (Fulcheri Carnotensis Historia Hierosolymitana. I 1-3 // Idem. Historia Hierosolymitana / Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913. S. 122-138).

 

У Роберта Монаха в «Иерусалимской истории» (1107 или между 1110 и 1118) речь папы была представлена как обращение к французам: сначала понтифик упомянул о красоте франц. земель, напомнил о славе франк. императоров Карла Великого и Людовика Благочестивого, потом воспел красоту Св. земли, подобной земному раю. По словам папы, французы воюют друг с другом потому, что у них слишком мало земли, им следует завоевать территорию нечестивого народа. Урбан II указал на святость Иерусалима, места Страстей Господних: тот, кто отправится в поход, чтобы освободить Иерусалим от неверных, очистится от грехов. Роберт Монах отмечал, что по окончании папской проповеди толпа стала кричать: «Это угодно Богу» (Deus vult), что впосл. стало девизом крестоносцев (Roberti Monachi Historia Iherosolimitana. I 1-2 // RHC, Occ. 1866. Vol. 3. P. 727-730).

 

Согласно Бальдерику, архиеп. Дольскому, другу и покровителю Роберта Монаха, папа Урбан II начал проповедь со слов о том, как страдают христиане в Иерусалиме и Антиохии, как турки превращают христ. церкви в конюшни и поклоняются идолам в Храме Соломона. Папа призвал следовать примеру ветхозаветных израильтян и сражаться с язычниками, а не убивать друг друга. Епископам надлежит возвестить об этом в своих диоцезах, в проповедях призывать к походу на Иерусалим и молиться о победе (Baldrici episcopi Dolensis Historia Jerosolimitana. I 3-4 // RHC, Occ. 1879. Vol. 4. P. 12-15).

 

По мнению Г. Штрака, Роберт Монах и Бальдерик Дольский отредактировали речь папы так, чтобы она была более актуальной для современной им ситуации, и раскрасили ее риторическими оборотами, что сделало их версии более популярными в последующие века, однако свидетельство Фульхерия Шартрского в большей мере отражало оригинал (Strack. 2012). Поскольку папа Урбан II не готовил военную операцию, а призывал к религ. движению, во главе похода по его замыслу должен был встать легат Адемар Монтёйский, еп. Ле-Пюи. Призыв папы ознаменовал начало новой эпохи в истории средневек. Зап. Европы, положив начало крестовым походам. Известное и раньше понятие «священная война» было переосмыслено. Папа представил поход на Восток как покаянное паломничество, уподобив воина-крестоносца Христу, идущему в Иерусалим, чтобы принести Крестную жертву. Участники крестового похода получали индульгенцию, освобождающую их от наказания за грехи (епитимии) (само отпущение грехов совершалось в таинствах, поэтому в посланиях Урбан II отмечал необходимость для крестоносцев исповедоваться; подробнее см.: Purkis. 2008).

 

Ткаченко А.А. Клермонский собор // Православная энциклопедия

http://www.pravenc.r...317.html#part_5

Ответить

Фотография Стефан Стефан 20.07 2021

Первый крестовый поход

 

Кпермонский собор. Выступление крестоносцев. Крестоносцы в Константинополе. Крестоносцы в Малой Азии. Взятие Эдессы. Взятие Антиохии. Раздоры между крестоносцами. Взятие Иерусалима.

 

Клермонский собор. В течение XI в. христианское общество преобразовалось. Церковь поднялась из упадка; папа, освободившись от влияния императора, был признан главой всего христианского мира; монастыри, преобразованные по образцу Клюни, аскеты, ведшие жизнь древних отшельников, способствовали восстановлению в Европе благочестия и уважения к церкви. Христианские воины, {347} рыцари, организовались: они усвоили однообразную тактику и могли теперь действовать сообща. До сих пор они воевали большей частью друг с другом; папа внушил им мысль соединиться против врагов христианства. Крестовые походы были результатом союза между рыцарством и папством.

 

Уже в 1074 г. Григорий VII выражал желание лично повести христианских рыцарей «на борьбу с врагами Господа до Гробницы Спасителя». Но ему еще приходилось защищаться против немецкого императора, и он ничего не мог предпринять. Урбан II, француз знатного происхождения, пользовался большим уважением, чем какой бы то ни было из его предшественников; особенно была ему предана французская знать; он мог, наконец, осуществить план Григория VII.

 

Осенью 1095 г. Урбан отправился во Францию, чтобы руководить собором, созванным с целью преобразовать французскую церковь и осудить короля Филиппа, который отказывался принять обратно свою жену. Собор открылся 18 ноября в Клермоне; на нем присутствовало 14 архиепископов, 250 епископов, более 400 аббатов и тысячи рыцарей из Южной Франции, не говоря уже о несметном количестве простого народа. Вся эта толпа не могла поместиться в городе; были разбиты палатки на поле. Когда 26 ноября собор закончил свою работу, папа собрал всю толпу под открытым небом и произнес речь о св. Гробе1; он увещевал рыцарей взяться за оружие, чтобы защитить Христа против неверных «сыновей Агари», и напоминал им слова Евангелия: «Пусть каждый отречется от себя и возьмет свой крест». Толпа, охваченная энтузиазмом, разразилась криками: «Так хочет Бог! Так хочет Бог!» Эго был боевой клич крестоносцев. Епископ города Пюи Адемар Монтейльский преклонил колена перед папой и просил благословить его на поход к св. Гробу. Тысячи рыцарей последовали его примеру. На память о слове Христове они прикрепляли к плечу крест из материи (обычно красной), который с этих пор становится знаком крестоносцев, отправляющихся в св. землю. Выступая в поход, они прикрепляли его спереди, возвращаясь – на спине. Отсюда их название крестоносцы. {348}

 

Папа тотчас издал указ относительно похода. Всякий, берущий крест, дает обет: он обязывается воевать с неверными и не возвращаться на родину, пока не побывает у св. Гроба. Взамен церковь освобождает его от всех эпитимий, которые он навлек на себя своими грехами. «Всякий, – гласит декрет, – кто отправится в Иерусалим для освобождения церкви Божьей единственно из благочестия, а не для приобретения почестей или денег, заслужит своим путешествием полное отпущение грехов». Таким образом, крестоносец становится паломником, человеком церкви: во время его паломничества кредиторы не могут преследовать его; всякий, кто протянет руку к его имуществу, подлежит отлучению.

 

Выступление крестоносцев. Французские рыцари и папа решили вопрос о крестовом походе в минуту энтузиазма, не обдумав его заранее. Было установлено, что рыцари выступят 15 августа будущего года и соединятся в Константинополе. Монахи и священники начали объезжать Францию и Германию, проповедуя крестовый поход. Самым знаменитым из этих проповедников был отшельник, живший в окрестностях Амьена, Петр, который уже ранее совершал паломничество в св. землю, человек {349} невысокого роста, худощавый, со сверкающим взором, одетый в плащ с капюшоном, подпоясанный веревкой; он проповедовал преимущественно между крестьянами.

 

Таким образом, на севере Франции собралась толпа жалких крестьян, плохо вооруженная и без провизии, которая двинулась в путь вместе с женами и детьми под предводительством Петра Пустынника и одного бедного рыцаря, Вальтера Голяка. Они прошли через Германию и, спустившись вдоль по Дунаю, достигли Константинополя.

 

Той же дорогой пошли и другие отряды, образовавшиеся в Германии на берегах Рейна; перед одним из этих отрядов выступали коза и гусь, священные животные древней германской мифологии, которые должны были служить вожатыми экспедиции. Перед выступлением крестоносцы перебили в рейнских городах евреев как врагов Христа и разграбили их дома; когда архиепископ Кельнский спрятал евреев в первом этаже своего дома, толпа разбила дверь топорами и перерезала несчастных.

 

Часть крестоносцев погибла в битвах с венграми и болгарами, которые, будучи раздражены их буйным поведением, решили не пропускать их через свою страну. Те из крестоносцев, которые дошли до Константинополя, начали грабить его: они срывали свинец с церковных крыш и {350} продавали его грекам. Они не хотели ждать рыцарей и заставили Петра Пустынника тотчас вести их против турок. Двумя отрядами они расположились под Никеей; одни, запертые в своем лагере, где они умирали от жажды, сдались или были избиты; другие напали на турок и потерпели поражение. Лишь немногие спаслись вместе с Петром Пустынником; по словам летописцев, кости христиан образовали холмы на Никейской равнине.

 

Спустя несколько лет возникла легенда, что настоящим инициатором крестового похода был Петр Пустынник, который и убедил папу взяться за это дело. Во время своего паломничества в Иерусалим он заснул в церкви св. Гроба и во сне увидел Спасителя, который сказал ему: «Петр, дорогой сын мой, встань, иди к моему патриарху, и он даст тебе письмо твоего посланничества. Расскажи на твоей родине о жалком положении св. мест и пробуди сердце верующих, чтобы они освободили Иерусалим от язычников». Петр взял у иерусалимского патриарха письмо, отнес последнее к папе и получил разрешение проповедовать крестовый поход. Эта легенда пришлась по душе экзальтированным христианам, которым светское духовенство казалось недостаточно преданным делу веры; было приятно думать, что зачинщиком крестового похода был не папа, а отшельник.

 

Приготовления к экспедиции, которая была решена на Клермонском соборе, закончились лишь через год. В ней участвовало, по преданию, 100 тысяч рыцарей и 600 тысяч пехотинцев; но установить точное число крестоносцев нет никакой возможности (папа в одном письме говорит о 300 тысяч человек). Вооружение рыцарей состояло из копья и кольчуги; их сопровождали слуги и повозки с провизией. Все крестоносное войско разделилось на четыре ополчения, которые шли до Константинополя разными путями:

 

1) провансальцы и итальянцы под предводительством папского легата и тулузского графа Раймонда IV шли через Италию, Далмацию и Эпирские горы;

 

2) немцы и северные французы спустились вдоль Дуная под начальством Балдуина Геннегауского, Рено и Петра Тульского, Гуго де Сен-Поля, герцога Нижней Лотарингии Готфрида Бульонского и его брата Балдуина; {351}

 

3) третье ополчение, образовавшееся в Южной Италии и состоявшее из итальянских крестоносцев и из рыцарей норманнского королевства Сицилии, под предводительством норманнского князя Боэмунда Тарентского и его племянника Танкреда переправилось через Адриатическое море и шло далее через Эпир и Фракию;

 

4) крестоносцы Северной Франции под предводительством брата французского короля, графа Гуго Вермандуа, герцога Нормандского Роберта, графов Шартрского и Фландрского прошли Италию до Брундизия и далее направились тем же путем, что и Раймонд.

 

Эти полчища не представляли собой настоящих армий; каждый крестоносец совершал поход на собственный страх, не будучи никому обязан повиновением. Они естественно сгруппировались вокруг наиболее известных сеньоров, но не обязались слушаться их приказаний и по произволу переходили от одного к другому. Папский легат Адемар не был полководцем и мог иметь лишь нравственное влияние.

 

Позже, когда Готфриду Бульонскому было поручено управление Иерусалимом, возникло представление, будто он с самого начала руководил походом, и вокруг его имени сложилась целая легенда. Его изображали идеалом рыцаря – одновременно и храбрым, и смиренным; одним ударом меча он отрубал голову быку или разрубал турка до пояса; он нес императорское знамя, собственноручно убил узурпатора Рудольфа и первый водрузил знамя императора на стенах Иерусалима. В действительности он провел свою жизнь в мелких битвах, но, по-видимому, он выделялся из среды остальных рыцарей своей набожностью и бескорыстием. {352}

 

 

1 Текст этой речи не дошел до нас, но мы имеем рассказ четырех лиц, которые слышали ее. {348}

 

Эпоха крестовых походов / Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо. СПб.: ООО “Издательство Полигон”; М.: ООО “Фирма “Издательство ACT”, 1999. С. 347–352.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 21.07 2021

Крестоносцы в Константинополе. Крестоносцы отдельными отрядами прибыли в Константинополь (1096). Западные рыцари, видавшие только местечки и одноэтажные деревянные дома, были поражены при виде этого огромного города с мраморными дворцами, золотыми куполами церквей и широкими улицами, наполненными народом. Это богатство возбуждало в них зависть, а греки-схизматики не внушали им почтения. Дочь императора, Анна Комнина, с негодованием рассказывает о том, как вели себя крестоносцы в Константинополе. Во время одной церемонии один из {352} них уселся на императорском троне, и император ничего не сказал, «издавна зная дерзость латинян». Граф Балдуин велел ему сойти с трона, объяснив, что надо следовать обычаям страны. Крестоносец вспылил и сказал, указывая на императора: «Взгляните, пожалуйста, на этого мужика, который один сидит, тогда как столько полководцев стоят на ногах».

 

Алексей Комнин потребовал, чтобы вожди крестоносного ополчения присягнули ему на верность, то есть признали себя его подданными. Готфрид, прибывший первым, расположился в предместье Пера; он отказался исполнить {353} требование императора, заявив, что будет вести переговоры лишь как равный с равным; император двинул против него войска и принудил его дать клятву верности, а затем и переправиться в Азию. Остальные князья также согласились признать себя вассалами императора и обязались отдать ему все города Малой Азии, которые они отнимут у неверных.

 

Уже эта первая встреча обнаружила ту глубокую ненависть, какую питали друг к другу крестоносцы и византийцы: византийцы находили, что латиняне грубы и нахальны, и жаловались на их грабительства; крестоносцы обвиняли греков в том, будто последние хотели отравить или предать их, и называли их трусами и лжецами. Они взаимно попрекали друг друга их верой. Искреннее соглашение между греками и католиками было невозможно. Император хотел воспользоваться крестоносцами, чтобы одолеть турок и завоевать Азию. Западные князья стремились сделаться самостоятельными государями на Востоке и не хотели подчиняться императору.

 

Крестоносцы в Малой Азии. Спеша избавиться от крестоносцев, император переправил их через Босфор. Вместе с византийским отрядом они осадили Никею и разбили турецкое войско, присланное никейским султаном, чтобы освободить его столицу (июнь 1097 г.); но в ту минуту, когда Никея уже готова была сдаться, греки тайно вступили в соглашение с осажденными, были впущены ими в город и заперли ворота перед крестоносцами.

 

После этого армия двинулась в глубь Малой Азии; вначале ее тревожили турецкие конные отряды, но когда последние напали на нее в открытом поле, близ Дорилеи, то христианские рыцари нанесли им жестокое поражение. Теперь крестоносцам предстояло пройти безлюдную и знойную страну, где нельзя было найти ни воды, ни съестных припасов. Во время одной стоянки умерло от жажды 500 христиан; большая часть лошадей пала; кладь везли на баранах и собаках. Рыцари принуждены были ехать верхом на волах и ослах. Тем не менее, это полчище продвигалось вперед, поддерживаемое религиозным энтузиазмом. «Мы не понимали друг друга, – говорит один французский рыцарь, – но мы были точно братья, связанные любовью, как подобает паломникам». Достигнув наконец гор Киликии, {354} крестоносцы нашли там друзей в лице армян, которые оказали им помощь.

 

Взятие Эдессы. Крестоносцы стремились прежде всего достигнуть Гроба Господня, чтобы исполнить свой обет; напротив, их вожди хотели воспользоваться ими, чтобы завоевать себе княжества на Востоке. Племянник Боэмунда, Танкред, задумал утвердиться в Тарсе на киликийском берегу. Брат Готфрида Бульонского, Балдуин, затеял ссору с ним и изгнал его из Тарса, затем отделился от армии, направился на юго-восток в страну Евфрата и достиг Эдессы, где царствовал армянский князь Форос. Последний объявил его своим наследником, но Балдуин хотел воцариться немедленно; он принудил Фороса отречься от власти и сделался графом Эдессы (1098).

 

Взятие Антиохии. Антиохия, которую крестоносцы встретили на своем пути, была богатым торговым городом, расположенным на расстоянии одного дня пути от моря, в долине Оронта и на склоне крутой горы. В ней было 360 церквей; ее стены, снабженные 450 башнями, были так толсты, что по ним могла проехать четырехконная колесница. Ее защищал антиохийский эмир, турок по происхождению, с отборным войском.

 

Крестоносцы расположились на равнине перед городом; наступило время дождей, съестные припасы истощились, к в лагере начали свирепствовать голод и болезни. Чтобы взять такой крепкий город, нужны были осадные машины, а рыцари не умели их строить. Но в это время к сирийскому берегу пристал флот, на котором прибыла толпа итальянских моряков, пилигримов, искателей приключений и пиратов, привлеченная известиями о победах крестоносцев. Боэмунд уговорил их присоединиться к крестоносцам и построить осадную башню. Киликийские армяне доставили припасы.

 

Между тем осада продолжалась уже более года, и антиохийский эмир приобрел союзника в лице сельджукского султана Баркярока, который прислал ему на помощь мосульского эмира Кербогу с армией в 200 тысяч человек, составленной из военных отрядов всех мусульманских князей. Если бы ему удалось соединиться с осажденными, дело {355} крестоносцев было бы потеряно. Начальник одной из антиохийских цитаделей армянин-ренегат, желая отомстить эмиру за оскорбление, предложил Боэмунду, которого он считал вождем крестоносцев, сдать ему свою башню. Боэмунд, в свою очередь, предложил остальным князьям провести их в город при том условии, что последний будет отдан ему во владение. Вожди сначала отказались, ссылаясь на клятву, данную ими императору. Приближение турецкого войска заставило их наконец уступить: они обещали Боэмунду предоставить ему Антиохию. В ночь на 2 июня 1098 г. Боэмунд провел свое войско по горным тропинкам к той башне, которой командовал армянин; на рассвете солдаты Боэмунда по лестницам взошли на башню и овладели ею. Крестоносцы атаковали город с равнины, наполнили улицы, перебили мусульман и разграбили их дома.

 

Спустя три дня армия Кербоги окружила Антиохию; крестоносцы истребили все съестные припасы в городе, и голод сделался настолько мучительным, что они ели траву, древесную кору и кожаные ремни. Многие ночью спускались на веревках через стену и старались убежать в горы. Граф Стефан Блуаский вернулся во Францию, не исполнив обета.

 

В этой толпе людей, изнуренных голодом и отчаявшихся в спасении, посты и молитвы нередко вызывали видения. Один провансальский священник Петр Варфоломей пришел к графу Тулузскому и сообщил ему, что ему явился во сне апостол Андрей, указал в церкви св. Петра то место, где было зарыто копье, которым был пронзен на кресте Спаситель, и сказал, что это копье даст победу христианам. Граф послал 12 работников, которые целый день рыли в указанном месте; к вечеру Варфоломей нашел копье близ ступеней алтаря. Провансальцы были уверены, что это есть действительно св. копье, но норманны утверждали, что Варфоломей сам закопал его. Варфоломей предложил подтвердить истину своих слов судом Божьим и прошел через пылающий костер с копьем в руке; он выдержал испытание, но вскоре после этого умер. Его сторонники объявили, что он сгорел потому, что одну минуту поколебался в своей вере, и св. копье осталось почитаемой святыней. {357}

 

Ввиду опасности положения вожди решили выбрать (только на 15 дней) главнокомандующего; избранным оказался Боэмунд. В первый раз с начала похода появился человек, который имел право отдавать приказания. Несколько отрядов отказались идти в битву; Боэмунд велел поджечь их квартиры. Он послал гонца к Кербоге с предложением очистить город. Эмир ответил, что христиане имеют выбор между обращением в мусульманство и смертью. Все крестоносное войско выступило из города, перешло через мост на Оронте и вступило в битву с мусульманами. Кербога не останавливал их. Его войско состояло из отрядов многих мусульманских князей, которые ссорились друг с другом и плохо слушались его. Оно рассеялось при первой же атаке. Христиане разграбили покинутый лагерь Кербоги (июнь 1098 г.). {358}

 

Эта война отличалась диким характером. Капеллан графа Тулузского говорит в своем повествовании: «Что касается женщин, оказавшихся в лагере, то крестоносцы не причинили им никакого другого вреда, кроме того, что пронзили им животы мечами». К армии присоединилась шайка мародеров, вождем которой был бродяга по прозванию Король Нищих (король Тафур). Но настоящим ее руководителем был Петр Пустынник, спасшийся после погибели своего крестьянского ополчения; он сделался героем народных песен, чем-то вроде пророка, которому сам Христос вручил руководство крестовым походом. «Песнь об Антиохии» рассказывает, что он ответил своим людям, жаловавшимся на голод: «Разве вы не видите турецких трупов? Это отличная пища», и что воины Тафура изжарили и съели трупы неверных. И автор прибавляет: «Мясо турок вкуснее, чем павлин под соусом». {359}

 

Эпоха крестовых походов / Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо. СПб.: ООО “Издательство Полигон”; М.: ООО “Фирма “Издательство ACT”, 1999. С. 352–359.

 

Ответить

Фотография Стефан Стефан Вчера, 15:00 PM

Раздоры между крестоносцами. Крестоносцы оставались в Антиохии несколько месяцев, отдыхая от трудов. Между ними сильно свирепствовала эпидемия; жертвой ее пал, между прочим, и папский легат Адемар (1 августа). Он поддерживал мир между вождями; после его смерти ссоры стали переходить в войны. Особенным ожесточением отличалась распря между норманнами и провансальцами. Норманнский герцог Боэмунд хотел удержать Антиохию за собой; провансский герцог Раймонд хотел, чтобы ее отдали греческому императору, который незадолго перед тем вернул под свою власть Малую Азию. Он заявил, что не уйдет из Антиохии, пока в ней останется Боэмунд. Рыцари, сгоравшие желанием идти к Иерусалиму, грозили разрушить город, из-за которого шел спор.

 

Наконец, в ноябре 1098 г. Раймонд выступил из Антиохии; чтобы вознаградить себя, он осадил Маарру, укрепленный город внутри Сирии; но туда же подоспел и Боэмунд, и когда город был взят, норманны и провансальцы вместе заняли его. Несколько недель прошло в раздорах. Провансальцы, потеряв терпение, подожгли город, и в это же время Боэмунд изгнал из Антиохии провансальских рыцарей, которых оставил там Раймонд. Последний направился к побережью и начал завоевывать страну Триполи. Здесь {359} крестоносцы оставались с февраля по май 1099 г. Так как Раймонд отказывался идти дальше, желая дождаться прибытия императора Алексея, то они подожгли свои палатки и нестройной толпой двинулись к Иерусалиму.

 

Взятие Иерусалима. Между тем фатимидский халиф Каира, воспользовавшись затруднительным положением сельджуков, отнял у них Иерусалим (1098); он предложил крестоносцам приходить на поклонение св. местам, но не иначе, как небольшими группами и без оружия. Вначале крестоносцы попытались заключить союз с фатимидами против сельджуков; но они не хотели оставлять св. Гроб в руках мусульман. Они шли вдоль побережья, избегая городов, и затем повернули к Иерусалиму. Их оставалось 25 тысяч человек.

 

Приблизившись к городу, они рассеялись и, взобравшись кучками на высоты, с которых видны были стены, по обычаю того времени простерлись на земле, благодаря Бога за то, что он привел их к св. городу. Но Иерусалим был окружен крепкими стенами; крестоносцы не могли взять их приступом; приходилось начинать правильную осаду.

 

В бесплодной местности, которой окружен Иерусалим, они не нашли ни съестных припасов, ни дерева для постройки машин; Кедронский ручей высох, цистерны были засыпаны; при невыносимом зное нельзя было найти для утоления жажды ничего, кроме луж зловонной воды. Генуэзские галеры, приставшие к Яффе, снабдили их съестными припасами и орудиями. Они нарубили деревьев на расстоянии нескольких миль от города и построили две деревянные башни и лестницы. Прежде, чем идти на приступ, они босиком и в вооружении совершили крестный ход вокруг города (как повелел им легат Адемар, который явился во сне одному провансальскому священнику). Штурм продолжался полтора дня. Наконец им удалось перекинуть с одной башни несколько балок, которые образовали мост между башней и стеной. Первыми перешли через него два фламандских рыцаря, затем – Готфрид Бульонский и его брат; вскоре после этого норманны с другой стороны проникли в город, пробив брешь в стене. Крестоносцы перебили всех, кого нашли в городе. В мечети Омара, куда {361} спрятались мусульмане, «кровь доходила до колен рыцаря, сидящего на коне». Они на минуту прервали резню, чтобы отправиться босиком на поклонение Гробу Господню, и затем снова принялись убивать и грабить (15 июля 1099 г.).

 

Теперь надо было подумать о том, кому вручить власть над Иерусалимом. Духовенство желало, чтобы во главе управления стоял патриарх, рыцари требовали, чтобы власть над городом была предоставлена одному из них. В конце концов выбрали Готфрида Бульонского, который получил титул защитника Гроба Господня. {362}

 

Вскоре после этого армия в 20 тысяч человек, присланная из Египта, подступила к Иерусалиму со стороны Аскалона. Эта поспешность спасла христиан. Крестоносцы не успели еще оставить город; Готфрид повел их против мусульман, которые были обращены в бегство (12 августа). Но он не взял Аскалона из опасения, чтобы Раймонд не удержал его за собой.

 

Впоследствии рассказывали, что Готфрид был единогласно избран иерусалимским королем, но что он отклонил это избрание, не желая носить золотого венца там, где Царь царей носил терновый венец. Это изречение принадлежит графу Тулузскому или Балдуину. {363}

 

Эпоха крестовых походов / Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо. СПб.: ООО “Издательство Полигон”; М.: ООО “Фирма “Издательство ACT”, 1999. С. 359–363.

Ответить

Фотография Ученый Ученый Вчера, 15:27 PM

всякий, кто протянет руку к его имуществу, подлежит отлучению.

Стремясь исполнить обет крестового похода, крестоносец сталкивался с массой практических проблем. Оставляя на неопределенный срок свои земли и семью, он должен был иметь гарантию, что во время путешествия в Святую Землю он не утратит принадлежащую ему собственность, а его семья останется целой и невредимой и не будет ущемлена в своих правах. Урбан II неслучайно грозил анафемой врагам крестоносцев. В сохранившихся до наших дней средневековых грамотах зафиксированы многочисленные случаи актов насилия в отношении членов семей крестоносцев, особенно женщин и детей, попыток завладеть родовым фьефом. Разумеется, участники крестоносных экспедиций не могли не испытывать тревогу за судьбу своих близких.

 

С другой стороны, во время трудного похода через опасные земли крестоносцу нужно было обеспечить свою личную защиту. Надо сказать, что подобные гарантии, хотя и не вполне четко сформулированные, Церковь и раньше предоставляла паломникам и путешественникам, желая оградить их от всяческих эксцессов в пути. Мы опять убеждаемся в том, что статус крестоносца мало чем отличался от статуса пилигрима, и вплоть до конца XII в. средневековое право не рассматривало его отдельно. Следуя уже существующей традиции, западнохристианская Церковь ставила имущество и личность участника крестового похода под защиту св. Петра и Святого Престола. Часто отдельные крестоносцы получали охранные письма от папы, обеспечивавшие им личную безопасность, а нападавших на направлявшихся в Святую Землю воинов Церковь подвергала отлучению. Нередко и монархи — например, английские короли — давали крестоносцам специальные письма, которые обеспечивали их защиту в пути и гарантировали им помощь представителей власти. Таким образом, как прежде всего Церковь, так и светские государи защищали крестоносца. Также и его семья — жена и дети — находились, как считалось, под покровительством св. Петра и потому пользовались поддержкой местных прелатов.

https://www.litmir.m.../?b=649919&p=51

Ответить

Фотография Ученый Ученый Вчера, 15:32 PM

византийцы находили, что латиняне грубы и нахальны

Крестоносцы не соблюдали придворный этикет и при общении с византийским императором проявляли чрезмерное хвастовство.

Ответить

Фотография Ученый Ученый Вчера, 15:40 PM

Штурм и взятие Иерусалима. Гравюры Гюстава Доре.

 

05.jpg

 

0gFP7_PWCoU.jpg

Ответить

Фотография Maxwell Maxwell Вчера, 16:58 PM

Призыв Урбана 2

 

Идея похода на Восток во имя освобождения Гроба Господня к тому периоду уже носилась по Европе, распространяемая проповедниками. Одним из самых ярких из них являлся Петр Амьенский, он же Петр Пустынник, талантливый оратор, призывавший к крестовому походу.

Петр Пустынник добился аудиенции у Урбана II, который к этому времени утвердился в необходимости реализовать задуманное. Поэтому Петр Пустынник получил от понтифика благословение на проповедь и обещание всяческого содействия.

 

В ноябре 1095 года Урбан II созвал во французском Клермоне церковный собор для решения различных административных и политических вопросов.

 

Но главное событие собора произошло 26 ноября 1095 года, когда Урбан II выступил с речью перед представителями духовенства, светской знати, а также перед тысячами представителей низших слоев.

 

Выступление проходило за городом, в поле, где для этого был построен специальный помост. Разумеется, микрофонов тогда не было, поэтому слова Урбана II передавали из уст в уста.

 

Речь Урбана II сегодня признается одной из самых ярких и эффективных в истории человечества. Начал Папа Римский с описания страданий христиан на Востоке. Урбан II не жалел красок, так что вскоре тысячи собравшихся зашлись в рыданиях. Закончив с описанием ужасов, он перешел к практической части: «Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алучщие, ведете войны, наносите смертельные раны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие Божье! Мир здесь, война — там! Идите к Гробу Святому, и Святая Церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе. Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен и беден, тот будет радостен и богат».

 

Эффект от речи оказался потрясающим. Присутствующие в массовом порядке становились на колени и давали обет освободить Святую Землю. «Так хочет Бог!» — восклицали они. Здесь же, в поле, многие нашивали себе на одежду отличительный символ нового движения — красные кресты. На это благое дело Урбан II пожертвовал свою пурпурную сутану.

 

https://aif.ru/socie...oy_na_stoletiya

 

 

Стоит ещё заметить главные предпосылки:

1. В Европе к началу крестовых походов было очень много мужиков с железными палками, которые ничего кроме как бить друг друга этими палками не умеют и не хотят. Не гоже войну браться за плуг. От этих то удальцов и нужно было избавиться королям и папе.

2. Нормандское завоевание Англии показало, что можно перевозить большие массы воинов по морю.

 

 

Не было бы сельджуков, их бы куда нить ещё отправили или бы они между собой передрались.


 

византийцы находили, что латиняне грубы и нахальны

Крестоносцы не соблюдали придворный этикет и при общении с византийским императором проявляли чрезмерное хвастовство.

 

 

 

а как им себя было вести? Это император их попросил же помощи, соответственно они исходили из того что император слабее их. А у европейцев только перед папой можно было лебезить или перед тем кто тебя сильнее. Император ни папа, и слабее их, соответственно можно отобрать что хочешь

Ответить

Фотография Ученый Ученый Вчера, 18:17 PM

1. В Европе к началу крестовых походов было очень много мужиков с железными палками, которые ничего кроме как бить друг друга этими палками не умеют и не хотят. Не гоже войну браться за плуг. От этих то удальцов и нужно было избавиться королям и папе.

Возможно тут играла роль и борьба папы и императора за власть, а также желание Урбана 2 примириться с Константинополем.

Ответить