Первый слайд
Первое изображение

Российский герб

Начало развития революционно-демократического движения

Но дело декабристов не пропало. Начинало развиваться революционно-демократическое движение, первыми представителями которого были Герцен и Белинский. Они жили, творили и печатали свои произведения в Петербурге. Петербургу Герцен посвятил часть своего романа Былое и думы. В Петербурге были напечатаны ею произведения «Сорока-воровка», «Кто виноват?» и другие работы.

Еще теснее с Петербургом был связан В. Г. Белинский, приехавший в столицу из Москвы в 1839 г. В скором времени вокруг него стали собираться наиболее талантливые писатели и представители передовой общественно-политической мысли. На квартире Белинского встречались И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, А. И. Герцен, Н. П. Огарев.

В Петербурге была напечатана большая часть произведений Белинского. Отечественные записки и Современник, в которых он сотрудничал вместе с Некрасовым, являлись настоящими передовыми, боевыми журналами. Великие русские революционные демократы Герцен и Белинский были предшественниками социал-демократии. Они оказывали огромное влияние на умы передовой дворянской и разночинной интеллигенции.

В Петербурге собирались на знаменитые пятницы члены кружка М. В. Буташевича-Петрашевского: Д. Д. Ахшарумов, П. А. Спешнев, А. В. Ханыков, Ф. М. Достоевский и др., являвшиеся сторонниками утопического социализма. На петрашевцев произвело большое впечатление «Письмо к Гоголю» Белинского. Петрашевцы обсуждали вопрос о ликвидации крепостного права, установлении республики, уничтожении цензуры. Часть петрашевцев стремилась к революционному переустройству общества путем всеобщего восстания, пыталась наладить пропаганду в народе, среди солдат и студентов и организовать подпольную типографию. Вместе с Белинским они стояли у начала разночинного этапа в истории революционного движения в России. Петербург становился центром революционно-демократической борьбы. Здесь развернулась деятельность выдающихся мыслителей и революционеров-демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.

Окончив Петербургский университет, Чернышевский уехал в Саратов, а в 1853 г. вернулся в столицу и начал сотрудничать в «Современнике». В Петербурге он написал «Очерки гоголевского периода русской литературы» и «Эстетические отношения искусства к действительности». Эту работу Чернышевский защищал в университете на ученую степень магистра русской словесности. В те же годы выступил со своими первыми произведениями Н. А. Добролюбов.

Несмотря на крепостническую реакцию, в стране развивались наука, литература и искусство, распространялось просвещение. Этот подъем был обусловлен кризисом крепостнической системы, ростом национального сознания и развитием передовой общественно-политической мысли. Шла борьба между передовой русской культурой и самодержавно-крепостническим гнетом и реакцией.

В.В. Мавродин, А. Л. Фрайман

Последние записи

Кузмин скончался 1 марта 1936 года от старости и по болезни в Мариинской (тогда уже «Жертв революции») больнице на Литейном

Сохранилась семейная фотография: Кузмин, маленький старичок с большими глазами, с ним Юркун и Лева Раков, в саду, у вазы над прудом. Высокий парень в кепке серой,

Читать далее

В картину Репина «Не ждали» вклеил вместо вернувшегося из ссылки революционера оплетенного змеями Лаокоона…

Как‑то, непринужденно устроившись на кузминской кушетке, Егунов рассказал гостям на Спасской, какой на днях склеил коллаж. В картину Репина «Не ждали» (знаете, с детишками, разинувшими рты, мамашей, вставшей с кресел) вклеил вместо вернувшегося из ссылки революционера оплетенного змеями Лаокоона… Сколько всего так и пропало. Хорошо, если в сейфах Большого дома, там, может, когда и сыщут, но нет, похоже, навсегда. Сожжено, развеяно по ветру, пущено на самокрутки. Пили чай, разговаривали, курили. Выходили погулять: прямо, до ограды, составленной из пушечных стволов, трофеев турецкой войны, пересекая площадь… Единственный в Петербурге вид: от пятиглавого собора на восьмерик с тяжелым куполом Пантелеймоновской церкви. На стене церкви трогательный барельеф: юноша, Святой Пантелеймон, ласково положил ладонь на голову исцеленного им старца. Работа 1830‑х годов, скульптор А. В. Логановский, о другом творении которого, помните:

Читать далее

С компанией «обэриутов», или «чинарей»

Александр Иванович Введенский, как и Хармс с Вагановым, никак не принадлежал к «сексуальным меньшинствам», но бывал на Спасской с 1924 года постоянно. Вспомнить его следует потому, что Кузмин по справедливости...

Читать далее

Теги